Для конкурса южноуральские краеведы отобрали более 300 достопримечательностей региона. В первом туре из них выбрали 43 символа – по одному от каждого муниципалитета. Во втором туре выбирали уже десять лучших. Голосование, в котором приняли участие более 50 тысяч южноуральцев, проходило на портале «Активный житель 74».
Главными символами Челябинской области в итоге стали девять природных объектов и один традиционный народный промысел. Больше всего голосов – 12,82 % – оказалось у национального парка «Таганай», за ним следует национальный парк «Зюраткуль» – 10,57 %. А замыкает тройку магнитогорский монумент «Тыл и Фронт» – ему отдали предпочтение 9,9 % проголосовавших.
В десятке символов Южного Урала также оказались озеро Тургояк – 9,89 %, музей-заповедник Аркаим – 9,29 %, каслинское литье – 7,81 %, скальный массив Аракульские шиханы – 6,16 %, озеро Увильды – 5,52%, Карагайский бор – 3,49 % и Шемахинское карстовое поле – 2,79 %.
Топ-10 открывает Шемахинское карстовое поле в Нязепетровском районе. Этот природно-территориальный комплекс раскинулся в окрестностях поселка Сказ. Он наполнен карстовыми пещерами и многочисленными воронками, а вода уходит под землю и выходит в виде постоянных или периодически действующих источников.
Седьмое место – памятник природы Аракульские шиханы (Верхний Уфалей). Это гранитный скальный массив гор Среднего Урала. Аракульские Шиханы идут с севера на юг свыше двух километров. Максимальная ширина цепи 40–50 метров, максимальная высота над землей – 80 метров (вершина Чемберлен). С этой вершины видно 11 озер.
Конкурс «Символы Южного Урала» призван поддержать интерес к Челябинской области как объекту внутреннего и международного туризма, рассказать о достопримечательностях и памятных местах, которые олицетворяют наш регион.
Десять победителей конкурса будут рекомендованы для создания на их территории новых экскурсионных маршрутов; включены в региональный брендбук; будут использоваться для развития туристического потенциала региона.